Новак отметил, что необходимо сравнивать стоимость тарифа на прокачку 1000 м3газа на 100 км. На данный момент среди всех существующих маршрутов транзита российского газа (включая Ямал СПГ и Северный поток-1), украинское направление является самим дорогим - тариф на этом направлении в 2-2,5 раза выше, чем на других маршрутах.
Это обусловлено тем, что украинская ГТС создавалась около 50 лет назад. За это время украинская ГТС физически и морально устарела, при транспортировке фиксируются большие потери при транспортировке газа.
Для приведения ГТС Украины в состояние хотя бы минимально соответствующее современным технологиям, потребуется серьезная модернизация и восстановление стоимостью миллиарды евро. Какой смысл использовать Жигули, если у вас есть современный автомобиль, Лада, например, если не говорить о каких-то иностранных моделях, образно сравнил украинскую ГТС и новые российские газопроводы А. Новак.
Серьезное противодействие проектам, особенно Северному потоку-2, оказывают США, которые, по словам А. Новака, цинично продавливают свой СПГ в Европу.
Причем абсолютно цинично заставляя послов во многих европейских странах просто давить по внешним экономическим каналам, шантажируя другие страны по разным направлениям, включая оказание помощи, эмоционально высказался министр.
С точки зрения чисто рыночных факторов, проблем в связи с конкуренцией с американским СПГ для российского трубопроводного газа А. Новак не видит.
Себестоимость добычи газа в России очень низкая, инфраструктура уже большей частью создана и самортизирована.
Поэтому использование американского СПГ может быть экономически целесообразно на тех рынках, где нет трубопроводного газа.
Также СПГ конкурентоспособен при транспортировке на расстояния свыше 3 тыс. км, т.е. там, куда нецелесообразно тянуть трубу.
|